ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Идеология в экономической науке через призму академического дискурса


TERRA ECONOMICUS, Том 23, номер 3,

Цитирование: Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. (2025). Идеология в экономической науке через призму академического дискурса. Terra Economicus 23(3), 21–33. DOI: 10.18522/2073-66062025-23-3-21-33

Благодарность: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00665, https://rscf.ru/project/24-18-00665/ «Идеологический ландшафт российской экономической науки» в Южном федеральном университете.
Статья посвящена анализу идеологических установок и нарративов, связанных с теоретическими предпочтениями, содержащихся в дискурсе российских экономистов. Эмпирическую базу исследования составили 35 глубинных интервью с представителями российской экономической науки из восьми федеральных округов Российской Федерации. Для анализа данных использовался синтез количественных и качественных методов. Количественный факторный анализ текстов интервью выявил десять ключевых смысловых кластеров, отражающих основные идеологические дискурсы: «Государственное регулирование экономики», «Предпринимательство и рыночная эффективность», «Экология и устойчивое развитие», «Социально-экономическая идеология», «Социальные институты», «Идеологизация науки», «Теоретико-методологические основы экономики», «Идеология и наука», «Государственный контроль», «Экономическое разнообразие». Качественный анализ позволил интерпретировать эти кластеры, выявив конкретные нарративы и ценностные установки респондентов, и углубить понимание контекста их формирования. Результаты демонстрируют устойчивое влияние идеологии на формирование теоретических предпочтений ученых, которое часто ассоциируется с научными школами, государственной политикой и доступом к финансированию. В дискурсе российских ученых значимы темы государственного регулирования, предпринимательской активности и рыночной эффективности. При этом российские экономисты признают важность баланса между экономическим ростом и экологическим развитием, подчеркивая значимость социальных аспектов в экономическом прогрессе. Исследование показало, что современные российские экономисты стремятся к синтезу различных теоретических подходов, при этом сохраняя критическое отношение к любым формам идеологического догматизма. Несмотря на распространенное настороженное отношение к идеологии как к наследию советского прошлого, исследование подтверждает ее неустранимость из научного дискурса.

Ключевые слова: идеология; экономическая идеология; нарративная экономика; качественный анализ текстов; факторный анализ; теоретический нарратив


Список литературы:
  • Ваньке А.В., Полухина Е.В., Стрельникова А.В. (2020). Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: Изд. дом ВШЭ.
  • Вебер М. (2016). Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии, Т. 1. М.: Изд. дом ВШЭ.
  • Вольчик В.В., Маслюкова Е.В., Марьян П.А., Скрябин М.В. (2024). Эмпирическое исследование идеологической составляющей в российской экономической науке. Журнал институциональных исследований 16(4), 42–59. DOI: 10.17835/2076-6297.2024.16.4.042-059
  • Квале С. (2003). Исследовательское интервью. М.: Смысл.
  • Ореховский П.А., Разумов, В.И. (2025). Экономическая теория «классной доски»: между реальностью и симулякром. AlterEconomics 22(1), 40–53. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2025.22-1.4
  • Полтерович В.М. (2017). Разработка стратегий социально-экономического развития: наука vs идеология. Вопросы теоретической экономики (1), 55–65.
  • Тамбовцев В.Л. (2008). Перспективы «экономического империализма». Общественные науки и современность (5), 129–136.
  • Тамбовцев В.Л. (2024). Экономическая идеология: варианты пониманий и применения. Вопросы экономики (10), 5–27. DOI: 10.32609/0042-8736-2024-10-5-27
  • Шумпетер Й. (2012). Наука и идеология. В кн.: Хаусман Д. (ред.) Философия экономики: Антология (с. 247–264). М.: Изд. Института Гайдара.
  • Burnham, M. (2024). Semantic scaling: Bayesian ideal point estimates with large language models. arXiv preprint arXiv:2405.02472.
  • Fourcade, M., Ollion, E., Algan, Y. (2015). The superiority of economists. Journal of Economic Perspectives 29(1), 89–114. DOI: 10.1257/JEP.29.1.89
  • Fourcade, M. (2018). Economics: The view from below. Swiss Journal of Economics and Statistics 154(1), 5. DOI: 10.1186/S41937-017-0019-2
  • Heckathorn, D., Cameron, C. (2017). Network sampling: From snowball and multiplicity to respondent-driven sampling. Annual Review of Sociology 43, 101–119.
  • Javdani, M., Chang, H. (2023). Who said or what said? Estimating ideological bias in views among economists. Cambridge Journal of Economics 47(2), 309–339. DOI: 10.1093/CJE/BEAC071
  • Jelveh, Z., Kogut, B., Naidu, S. (2022). Political language in economics. Columbia Business School Research Paper № 14–57. DOI: 10.2139/SSRN.2535453
  • Klein, D. (2013). The ideological migration of the economics laureates: Introduction and overview. Econ Journal Watch 10(3), 218–239.
  • Kozlowski, A., van Gunten, T. (2023). Are economists overconfident? Ideology and uncertainty in expert opinion. The British Journal of Sociology 74(3), 476–500. DOI: 10.1111/1468-4446.13001
  • Legard, R., Keegan, J., Ward, K. (2003). In-depth interviews. In: Richie, J., Lewis, J. (eds.) Qualitative Research Practice. A Guide for Social Science Students and Researchers (pp. 139–168). London, Thousand Oaks, CA: Sage Publications Ltd.
  • North, D. (1994). Economic performance through time. American Economic Review 84(3), 359–368.
  • Porak, L., Reinke, R. (2024). The contribution of qualitative methods to economic research in an era of polycrisis. Review of Evolutionary Political Economy 5(1), 31–49. DOI: 10.1007/S43253-024-00116-2/METRICS
  • Roos, M., Reccius, M. (2024). Narratives in economics. Journal of Economic Surveys 38(2), 303–341. DOI: 10.1111/JOES.12576
  • Samuels, W. (1992). Ideology in economics. In: Essays on the Methodology and Discourse of Economics (pp. 233–248). London: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1007/978-1-349-12371-1_12
  • van Gunten, T., Martin, J., Teplitskiy, M. (2016). Consensus, polarization, and alignment in the economics profession. Sociological Science 3, 1028–1052. DOI: 10.15195/V3.A45
  • Watters, J., Biernacki, P. (1989). Targeted sampling: Options for the study of hidden populations. Social Problems 36(4), 416–430.

Издатель: Южный Федеральный Университет
ISSN: 2073-6606