Инженерная профессия для женщин: институциональные барьеры входа
Растимешина Татьяна Владимировна
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Стрижак Анна Юрьевна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Брижак Ольга Валентиновна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Поляков Руслан Константинович
Калининградский государственный технический университет, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Стрижак Анна Юрьевна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Брижак Ольга Валентиновна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Поляков Руслан Константинович
Калининградский государственный технический университет, Россия Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
TERRA ECONOMICUS, Том 23, номер 3, 2025/09/27
Цитирование: Растимешина Т.В., Стрижак А.Ю., Брижак О.В., Поляков Р.К. (2025). Инженерная профессия для женщин: институциональные барьеры входа. Terra Economicus 23(3), 97–113. DOI: 10.18522/2073-6606-2025-23-3-97-113
Данная статья посвящена исследованию институциональных барьеров, препятствующих полноценной интеграции женщин в инженерные профессии в экономике России. Цель исследования – выявить и проанализировать комплекс социально-экономических, культурных и образовательных барьеров, формирующих гендерную диспропорцию в технической сфере, и разработать рекомендации по их нивелированию для повышения вклада женщин в технологическое развитие страны. В исследовании применяется междисциплинарный подход, сочетающий элементы экономики, социологии, психологии, права. Эмпирическая база исследования представлена результатами анкетного опроса студенток российских вузов, применен факторный анализ. По результатам исследования выявлено воздействие культурных факторов, модных трендов, гендерной сегрегации на рынке труда, традиционных семейных ролей и образовательной политики (ранняя профилизация, ориентация на гуманитарное образование). Религиозные убеждения, напротив, оказывают меньшее влияние. В заключение констатируется, что вхождение женщин в инженерные профессии в России затруднено действием множества институциональных барьеров, обусловленных социальными нормами и стереотипами. Подчеркивается необходимость комплексных мер со стороны государства, образовательных учреждений и общества в целом для преодоления этих барьеров. Авторы указывают на необходимость дальнейших исследований данной предметной области с учетом региональных особенностей и изучения карьерных треков женщин-инженеров.
Ключевые слова: инженерные профессии; социально-экономические процессы; гендерные проблемы; STEM-профессии; технологическое созидание; институциональные барьеры
Список литературы:
- Александрова Н.А. (2010). Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология (4), 140–145.
- Веблен Т. (2022a). Экономическая теория дамского платья. Экономическая социология 23(5), 37–44. DOI: 10.17323/1726-3247-2022-5-37-44
- Веблен Т. (2022b). Теория праздного класса. М.: АСТ.
- Вольчик В.В. (2024). Идеология и нарративная экономика. Terra Economicus 22(3), 21–33. DOI: 10.18522/2073-6606-2024-22-3-21-33
- Вольчик В.В., Пантеева С.А. (2024). Совершенствование российской инновационной системы: совмещение модельного и нарративного подходов. Мир России 33(1), 163–186.
- Демичев И.В. (2019). Диссоциация функций института семьи и проблема трансформации гендера. В сб.: Гендерные режимы современного общества: мозаика сценариев маскулинности и феминности (с. 44–48). Уфа: Диалог.
- Добрынина М.В., Растимешина Т.В. (2023). Политика профилизации и ее влияние на развитие системы среднего профессионального образования. Вестник Московского государственного областного университета (2), 1. EDN: PIOITN
- Зомбарт В. (2003). Социология. М.: УРСС.
- Иншаков О.В. (2013). Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний. Экономика региона 3(35), 38–44.
- Кавамура Ю. (2009). Теория и практика создания моды. Минск: Гревцов Паблишер.
- Калабихина И.Е. (2017). Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России. Женщина в российском обществе (1), 5–16.
- Кеммет Е.В. (2017). Профессиональное самоопределение студентов инженерных специальностей: гендерный аспект. Дискуссия (2), 55–61.
- Колесникова Е.М. (2018). Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии студентов инженерных вузов. Социологический журнал (1), 55–72. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.1.5713
- Михайлова E.A. (2016). Реализация профессионального потенциала российских женщин: социологическое измерение. Женщина в российском обществе (3), 25–38.
- Подольская А.А. (2020). Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли: карьерные стратегии советского и постсоветского поколения. Вестник Института социологии 11(1), 151–168. DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.632
- Савостина Е.А., Смирнова И.Н., Хасбулатова О.А. (2017). STEM: профессиональные траектории молодежи (гендерный аспект). Женщина в российском обществе (3), 34–44.
- Савинская О., Лебедева Н., Вилкова К. (2022). Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля. Журнал исследований социальной политики 20(3), 505–520. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-3-505-520
- Стрижак А.Ю., Кутрань Е.В., Арабаджи Ю.В. (2023). Анализ влияния института религии на экономическое развитие государств. В сб.: Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования (с. 540–542). Симферополь: Ареал.
- Стрижак А.Ю., Манчева И.К. (2022). Влияние социокультурных факторов на демонстративное потребление: теоретический анализ. Вестник Томского государственного университета. Экономика (58), 5–23. DOI: 10.17223/19988648/58/1
- Хасбулатова О.А. (2016). Гендерные аспекты развития SТЕМ-образования в России. Женщина в российском обществе (3), 3–15.
- Шведова Н.А. (2021). Гендерное равенство в меняющемся мире: «Нам нужны большие смелые шаги…» Женщина в российском обществе (2), 90–106. DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.7
- Штылева Л.В. (2018). Гендерный компонент педагогической культуры и проблема ориентации девочек на STEM-образование и STEM-профессии. Женщина в российском обществе (3), 49–66.
- Brizhak, O., Polyakov, R. (2022). Creative impetus for the development of innovation clusters of the Russian economy. In: Polyakov, R. (ed.) Ecosystems Without Borders. EcoSystConfKlgtu 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 474. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-031-05778-6_10
- Brizhak, O., Tolstobokov, O. (2022). Forming the new industrial core of Russian industry: Problems and perspectives. In: Popkova, E., Andronova, I. (eds.) Current Problems of the World Economy and International Trade: Research in Economic Anthropology, vol. 42, pp. 155–160. Leeds: Emerald Publishing Limited. DOI: 10.1108/S0190-128120220000042015
- Brizhak, O., Chikanova, E. (2022). From previous economic order to new economic reality. In: Popkova, E., Polukhin, A., Ragulina, J. (eds.) Towards an Increased Security: Green Innovations, Intellectual Property Protection and Information Security. ISC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 372. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-93155-1_39
- Carter, G., Hesse-Biber, S. (2000). Working Women in America: Split Dreams. N.Y.: Oxford University Press.
- Ceci, S., Williams, W., Barnett, S. (2009). Womenʼs underrepresentation in science: sociocultural and biological considerations. Psychological Bulletin 135(2), 218. DOI: 10.1037/a0014412
- Chifamba, C. (2019). An analysis of how parents influence their children's career decisions. International Journal of Innovative Science and Research Technology 4(12), 1207–1213.
- Diekman, A., Steinberg, M. (2013). Navigating social roles in pursuit of important goals: A communal goal congruity account of STEM pursuits. Social and Personality Psychology Compass 7(7), 487–501. DOI: 10.1111/spc3.12042
- Dorie, B., Jones, T., Pollock, M., Cardella, M. (2014). Parents as critical influence: Insights from five different studies. Paper presented at 2014 ASEE Annual Conference & Exposition, Indianapolis, Indiana.
- Godwin, A., Potvin, G., Hazari, Z. (2014). Do engineers beget engineers? Exploring connections between the engineering-related career choices of students and their families. Paper presented at 2014 ASEE Annual Conference & Exposition, Indianapolis, Indiana.
- Hofstede, G., Bond, M. (1984). Hofstede's culture dimensions: An independent validation using Rokeach's value survey. Journal of Cross-Cultural Psychology 15(4), 417–433.
- Holland, J. (1997). Making Vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. Psychological Assessment Resources.
- Jian, H., Sandnes, F., Huang, Y., Huang, Y. (2010). Cultural factors influencing Eastern and Western engineering students' choice of university. European Journal of Engineering Education 35(2), 147–160. DOI: 10.1080/03043790903497310
- Khoudja, Y., Platt, L. (2018). Labour market entries and exits of women from different origin countries in the UK. Social Science Research 69, 1–18. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2017.10.003
- Kniveton, B. (2004). The influences and motivations on which students base their choice of career. Research in Education 72(1), 47–59.
- Lee, C., Beckert, T., Goodrich, T. (2010). The relationship between individualistic, collectivistic, and transitional cultural value orientations and adolescents' autonomy and identity status. Journal of Youth and Adolescence 39, 882–893.
- Lippa, R. (2010). Gender differences in personality and interests: When, where, and why? Social and Personality Psychology Compass 4(11), 1098–1110. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2010.00320.x
- Mativo, J., George, U. (2019). Influences of female / women engineering professionals at the workplace, home, and community. Paper presented at 2019 ASEE Annual Conference & Exposition, Tampa, Florida.
- Mahmoud, M., Faber, J., Grzech, L., Becker, K. (2019). Factors influencing the interest levels of male versus female students going into STEM fields (Evaluation). Paper presented at 2019 ASEE Annual Conference & Exposition, Tampa, Florida.
- Majid, A., Weserat, P., Sharif, M. (2014). Role of cultural values in career choice: A conceptual framework. Paper presented at the 3rd International Conference on Entrepreneurship and Business Management (ICEBM), Penang, Malaysia.
- Rich, A. (1977). Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. Publisher Virago Press. Collection internetarchivebooks; inlibrary; printdisabled. Contributor Internet Archive.
- Richards, E. (2014). Contracting from East to West: Bridging the cultural divide. Business Horizons 57(5), 677–684.
- Schnabel, L. (2016). Religion and gender equality worldwide: A country-level analysis. Social Indicators Research 129(2), 893–907. DOI: 10.1007/s11205-015-1147-7
- Sevón, E. (2005). Timing motherhood: Experiencing and narrating the choice to become a mother. Feminism & Psychology 15(4), 461–482.
- Shaffer, D. (1996). Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. Thomson Brooks / Cole Publishing Co.
- Spierings, N. (2017). The influence of patriarchal norms, institutions, and household composition on women's employment in twenty-eight Muslim-majority countries. Feminist Economics 20(4), 87–112.
- Stout, J., Grunberg, V., Ito, T. (2016). Gender roles and stereotypes about science careers help explain women and men's science pursuits. Sex Roles 75, 490–499. DOI: 10.1007/s11199-016-0647-5
- Tamim, T. (2013). Higher education, languages, and the persistence of inequitable structures for working-class women in Pakistan. Gender and Education 25(2), 155–169.
- Tao, C., Glosenberg, A., Tracey, T., Blustein, D., Foster, L. (2022). Are gender differences in vocational interests universal?: Moderating effects of cultural dimensions. Sex Roles 87(5), 327–349. DOI: 10.1007/s11199-022-01318-w
- Taylor, M., Wilson, S. (2012). Does culture still matter?: The effects of individualism on national innovation rates. Journal of Business Venturing 27(2), 234–247.
- Ullah, I., Nawab, H., Owais, S. (2024). Factors influencing women's preferences for STEM professions: A case study of the University of Peshawar. Qlantic Journal of Social Sciences and Humanities 5(2), 184–193. DOI: 10.55737/qjssh.767391422
- VanLeuvan, P. (2004). Young women's science/mathematics career goals from seventh grade to high school graduation. The Journal of Educational Research 97(5), 248–268.
- Walker, T., Tracey, T. (2012). Perceptions of occupational prestige: Differences between African American and White college students. Journal of Vocational Behavior 80(1), 76–81.
Издатель: Южный Федеральный Университет
ISSN: 2073-6606
ISSN: 2073-6606